Круглосуточная линия поддержки

22 апреля 2022

«Платон» позволяет объективно оценить влияние кризиса на рынок грузоперевозок

Согласно данным системы «Платон», интенсивность грузового автотрафика
сохраняется на уровне конца 2021 года. При этом происходит замещение
иностранных грузоперевозчиков отечественными компаниями. Российские
логистические операторы, стремясь компенсировать уход с рынка иностранных
перевозчиков, отдают предпочтение интенсивному подходу: увеличивают пробег на
единицу техники, а не наращивают автопарки. С учетом большого возраста машин,
преобладания западных марок и ограниченного доступа к их запчастям, в
ближайшее время рынок может столкнуться с проблемой нехватки машин.
По данным статистики, собираемой госсистемой «Платон», суммарный пробег
большегрузных грузовиков в марте и апреле текущего года не только сохранился
на уровне конца 2021 года, но и показал рост. «Общий месячный трафик всех
перевозчиков в нашей системе в последнее время стабилизировался и находится на
уровне одного миллиарда километров. Именно столько суммарно проехали грузовики
в относительно спокойном январе, в высокий декабрьский сезон цифра была выше –
1,4 млрд километров. На данный момент то, что мы видим, свидетельствует о
сохранении суммарного пробега на том же уровне. При этом трафик нерезидентов –
иностранных перевозчиков — упал на 34%, одновременно вырос пробег российских
компаний — на 8%», — прокомментировал генеральный директор «РТ-Инвест
Транспортные Системы» Антон Замков.
По словам Замкова, идет явное замещение выпадающего нерезидентного сегмента
автомобильных грузоперевозок. «В стране практически перестали функционировать
перевозчики из недружественных стран, — говорит он. — Остались представители
Казахстана, Белоруссии, Армении и Азербайджана. Пробег нерезидентов снизился
на 43 млн километров, а резиденты прибавили больше 90 млн километров».
Тенденция сокращения перевозок иностранными логистическими компаниями
подтверждается и данными «Платона» относительно количества активных
транспортных средств. Падение по сравнению с ноябрем составило 28% и очевидна
тенденция к сохранению этого тренда. При этом, пропорционального прироста
автопарка резидентов не происходит, он составляет лишь 3%. По мнению Антона
Замкова, собранные данные однозначно свидетельствуют о том, что произошла
интенсификация использования автомобильного парка — российские перевозчики
стали больше использовать имеющиеся у них машины, а не наращивать автопарки.
Если данная тенденция сохранится, то список проблем, с которыми столкнулся
российский рынок автомобильных грузоперевозок, может пополниться еще одной –
сокращением автопарков, как ввиду невозможности покупки и ремонта иностранной
техники, так и высоким среднем возрастом машин. По данным «Платона», доля
отечественных машин свыше 12 тонн на рынке сегодня составляет 39%, большинство
из которых приходится на КАМАЗ. Остальные 61% это автомобили иностранного
производства. В этом сегменте есть четыре лидера – это VOLVO, DAF, MAN и
Scania. «C учетом ограниченных возможностей ремонта иностранной техники, будет
происходить каннибализация этого сегмента. – комментирует глава «РТ-Инвест
Транспортные системы. — При этом средний возраст российской техники – 15 лет,
средний возраст иностранной – 14 лет».
Юридически значимые данные, собираемые «Платоном», позволяют анализировать
целый ряд параметров: от фактической структуры рынка до интенсивности
грузоперевозок по дням недели и определения самых загруженных федеральных
трасс, что позволяет более точно планировать ремонт и расширение дорог и
отдельных участков магистралей.
Правительство прибегает к данным «Платона» для мониторинга состояния экономики
в непростых экономических условиях, так во время пандемии Минэкономиразвития
разработало индикаторы оперативного мониторинга ситуации с коронавирусом и
ежедневного расчета индекса экономической активности. Этот индекс основан на
шести оперативных показателях: потреблении электроэнергии, перевозка грузов
(по информации системы «Платон»), погрузка на железнодорожном транспорте,
оборот предприятий торговли и услуг (по данным контрольно-кассовой техники),
экспорта и импорта товаров (по оперативной информации таможни).
13