Согласно данным системы «Платон», интенсивность грузового автотрафика
сохраняется на уровне конца 2021 года. При этом происходит замещение
иностранных грузоперевозчиков отечественными компаниями. Российские
логистические операторы, стремясь компенсировать уход с рынка иностранных
перевозчиков, отдают предпочтение интенсивному подходу: увеличивают пробег на
единицу техники, а не наращивают автопарки. С учетом большого возраста машин,
преобладания западных марок и ограниченного доступа к их запчастям, в
ближайшее время рынок может столкнуться с проблемой нехватки машин.
По данным статистики, собираемой госсистемой «Платон», суммарный пробег
большегрузных грузовиков в марте и апреле текущего года не только сохранился
на уровне конца 2021 года, но и показал рост. «Общий месячный трафик всех
перевозчиков в нашей системе в последнее время стабилизировался и находится на
уровне одного миллиарда километров. Именно столько суммарно проехали грузовики
в относительно спокойном январе, в высокий декабрьский сезон цифра была выше –
1,4 млрд километров. На данный момент то, что мы видим, свидетельствует о
сохранении суммарного пробега на том же уровне. При этом трафик нерезидентов –
иностранных перевозчиков — упал на 34%, одновременно вырос пробег российских
компаний — на 8%», — прокомментировал генеральный директор «РТ-Инвест
Транспортные Системы» Антон Замков.
По словам Замкова, идет явное замещение выпадающего нерезидентного сегмента
автомобильных грузоперевозок. «В стране практически перестали функционировать
перевозчики из недружественных стран, — говорит он. — Остались представители
Казахстана, Белоруссии, Армении и Азербайджана. Пробег нерезидентов снизился
на 43 млн километров, а резиденты прибавили больше 90 млн километров».
Тенденция сокращения перевозок иностранными логистическими компаниями
подтверждается и данными «Платона» относительно количества активных
транспортных средств. Падение по сравнению с ноябрем составило 28% и очевидна
тенденция к сохранению этого тренда. При этом, пропорционального прироста
автопарка резидентов не происходит, он составляет лишь 3%. По мнению Антона
Замкова, собранные данные однозначно свидетельствуют о том, что произошла
интенсификация использования автомобильного парка — российские перевозчики
стали больше использовать имеющиеся у них машины, а не наращивать автопарки.
Если данная тенденция сохранится, то список проблем, с которыми столкнулся
российский рынок автомобильных грузоперевозок, может пополниться еще одной –
сокращением автопарков, как ввиду невозможности покупки и ремонта иностранной
техники, так и высоким среднем возрастом машин. По данным «Платона», доля
отечественных машин свыше 12 тонн на рынке сегодня составляет 39%, большинство
из которых приходится на КАМАЗ. Остальные 61% это автомобили иностранного
производства. В этом сегменте есть четыре лидера – это VOLVO, DAF, MAN и
Scania. «C учетом ограниченных возможностей ремонта иностранной техники, будет
происходить каннибализация этого сегмента. – комментирует глава «РТ-Инвест
Транспортные системы. — При этом средний возраст российской техники – 15 лет,
средний возраст иностранной – 14 лет».
Юридически значимые данные, собираемые «Платоном», позволяют анализировать
целый ряд параметров: от фактической структуры рынка до интенсивности
грузоперевозок по дням недели и определения самых загруженных федеральных
трасс, что позволяет более точно планировать ремонт и расширение дорог и
отдельных участков магистралей.
Правительство прибегает к данным «Платона» для мониторинга состояния экономики
в непростых экономических условиях, так во время пандемии Минэкономиразвития
разработало индикаторы оперативного мониторинга ситуации с коронавирусом и
ежедневного расчета индекса экономической активности. Этот индекс основан на
шести оперативных показателях: потреблении электроэнергии, перевозка грузов
(по информации системы «Платон»), погрузка на железнодорожном транспорте,
оборот предприятий торговли и услуг (по данным контрольно-кассовой техники),
экспорта и импорта товаров (по оперативной информации таможни).