Круглосуточная линия поддержки

1 октября 2015

Взимать плату будет Платон

Транспорт России, Москва


В России протяженность сети автомобильных дорог федерального значения составляет чуть более 50 000 км. По данным Росстата, в прошлом году объем грузоперевозок автомобильным транспортом составил 246 млрд тонно-км. В то же время подсчитано, что грузовые фуры заметно воздействуют на дороги: ежегодный ущерб от них составляет 180 млрд руб. Закономерно возникает вопрос о компенсации этого ущерба, ведь дороги рассчитаны на вполне определенные нормативы, тогда как перевозчики зачастую нарушают их в стремлении снизить транспортные расходы.

Решением стало создание системы взимания платы (СВП) в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Реализацией этого проекта Федеральное дорожное агентство системно занималось с 2008 года. В результате появилась система взимания платы, получившая название «ПЛАТОН». Соответствующее концессионное соглашение заключили Росавтодор и компания ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2014 г.

Согласно ФЗ № 68 система взимания платы вводится на территории России уже 15 ноября 2015 года. СВП рассчитывает плату за пройденный путь по федеральным автодорогам в зависимости от фактического пробега транспортного средства. Оплата производится по авансовой схеме. Для этого денежные средства владельца транспортного средства вносятся на его лицевой счет, который нужно открыть в системе после регистрации автомобиля. Сама СВП не требует остановки автомобиля, однако на каждый грузовой автомобиль предполагается установить специальное бортовое устройство. Как говорят разработчики — она мобильна и легко масштабируема. Система предполагает использование 100 комплексов мобильного контроля, установку 138 офисов обслуживания, а также 481 рамки стационарного контроля. Срок эксплуатации системы — 12 лет.

 «Проект уникален по нескольким параметрам, — рассказал руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт. — Во-первых, система охватит всю протяженность федеральной дорожной сети и будет функционировать круглосуточно и непрерывно. Во-вторых, это единственная в мире система оплаты, которая создается на основе спутниковой навигации, причем будут работать две системы — ГЛОНАСС и GPS. Такой подход позволяет с большой точностью отслеживать путь, пройденный транспортным средством, и избавляет от необходимости тратить финансы на создание и поддержание избыточной инфраструктуры».

Наконец, немаловажно, что система реализуется по механизму ГЧП. Государство не потратит на нее ни рубля, поскольку она создается за счет концессионера. К настоящему времени тариф, установленный Правительством РФ, составляет 3,73 руб. за километр пути. Таким образом, уже в следующем году поступления в Федеральный дорожный фонд могут составить 50 млрд руб. Правда, сейчас обсуждается вариант тарифа в 3,06 руб. за 1 км, в этом случае общая сумма поступлений в дорожный фонд составит примерно 40 млрд руб. Ранее обсуждалось, что оплата концессионеру составит 10,6 млрд руб. ежегодно. Однако в распоряжении Правительства РФ есть указание, что окончательный размер платы будет установлен после проведения независимого технологического ценового аудита.

Полученные средства поступят в Федеральный дорожный фонд и будут направлены на обеспечение поддержания федеральных автомобильных дорог в нормативном состоянии. Кроме того, учитывая неважное состояние региональных дорожных фондов (наполняемость которых в среднем по стране не превышает 13-14% от необходимого), на заседании президиума Госсовета в октябре прошлого года Президент России поручил проработать вопрос о направлении дополнительных средств в размере 40-50 млрд руб. на региональные дорожные проекты и уникальные дорожные сооружения. Это поможет «раскрутить» реализацию проектов ГЧП в регионах и направить эти средства в качестве софинансирования из федерального бюджета на строительство объездных дорог, мостов и сложных искусственных сооружений. Ведь как небез-

основательно предполагают власти, трафик с федеральных трасс может частично сместиться на региональные дороги, и тогда все равно придется компенсировать расходы региональных дорожников. Росавтодор уже начал разработку методики отбора таких региональных проектов ГЧП.

По данным генерального директора ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александра Советникова, система «ПЛАТОН» уже готова, проведены ее испытания, и сейчас она частями передается государству. Чтобы воспользоваться системой, необходимо произвести несколько несложных шагов: заполнить регистрационную форму на сайте системы www.platon.ru или в офисе, приложить скан копии свидетельства о регистрации транспортного средства, после чего пользователю будут выданы логин и пароль к личному кабинету сайта. Далее пользователь заходит в программу, выбирает маршрут, как в обычном навигаторе, и система предлагает несколько вариантов маршрута и рассчитывает стоимость. После чего идет оплата, которую можно произвести различными способами — банковским переводом, банковской картой, наличными деньгами через терминалы самообслуживания, по мобильному телефону или через официальный сайт. Квитанцию распечатывать и возить с собой нет необходимости — сотрудники ГИБДД не имеют права ее требовать, так как это электронный билет, и он автоматически регистрируется в системе. Само бортовое устройство выдается бесплатно. Оно крепится на лобовое стекло и включается в прикуриватель. Кстати, это российское производство, отмечают разработчики и подчеркивают его безопасность: система зашифрована и закрыта от взлома как на уровне Центра обработки данных (ЦОД), так и на уровне бортовых устройств. Кстати, производство всего используемого в ЦОДе оборудования также локализовано в России. А программное обеспечение — впервые в России для систем подобного уровня — написано на открытых кодах. Это позволяет защитить информацию в полном объеме: систему невозможно будет отключить или нарушить извне.

Для удобства пользователей начал работу колл-центр СВП. Звонок по телефону для российских перевозчиков: 8-800-550-02-02, для зарубежных перевозчиков: +7-495-540-02-02.

Представители профессионального и бизнес-сообщества в целом положительно оценивают нововведение. Так, председатель комитета по государственной политике в транспортной сфере Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Сергей Фахретдинов говорит, что сомнения относительно новой системы беспочвенны: «Это скорее возможность для отрасли, а не апокалипсис». Ведь раньше получение разрешения на проезд транспортного средства с осевой нагрузкой более 12 тонн было для перевозчика непростой задачей, требовавшей времени, средств и нервов. «ПЛАТОН» призван свести к минимуму лишние барьеры. С коллегой согласен и член президиума правления общественной организации «ОПОРА РОССИИ» Глеб Киндер. Он считает, что сегодня рынок представлен в том числе «серыми» и «черными» перевозчиками, которые не соблюдают законодательство и не платят налоги, однако «ПЛАТОН» должен побудить менее ответственных перевозчиков выйти из «тени» и перейти в легальный сегмент.

 

http://www.transportrussia.ru/